
«Потому и страшно». Как Shortparis провели в Петербурге первый стадионный концерт

Петербуржцы Shortparis 16 ноября попытались взять «Юбилейный» и официально оформить себе статус главной концертной группы России. Не получилось. Почему — рассказывает корреспондент «Фонтанки».
За полчаса до начала концерта у «Юбилейного» было практически безлюдно. В фойе зрителя встречала инсталляция — двое парней в хаки и с нашивками на спинах стояли навытяжку на высокой деревянной скамье. «In hostem omnia licita» («Против врага всё дозволено» — прим.ред.), — гласили на латыни бирки, дублировавшие слоган из недавнего клипа на заглавную песню альбома «Так закалялась сталь». Любопытствующих было немного. Судя по происходящему, на концерт пришли в основном молодые хипстеры — чтобы увидеть человека старше тридцати, надо было очень сильно приглядеться.
Тем временем в зале уже гремел низкий электронный бит: тревожный аудиоряд, предваряющий выступление Shortparis, напоминал о другом хите — под названием «Страшно». Обстановка напоминала саундтрек к шутеру, в котором очень долго не появляются монстры.
В половину девятого музыка стихла, но вместо Shortparis на сцене возникли актёры. Сперва всё те же парни в хаки — теперь их стало в несколько раз больше. Потом к микрофону подошёл аккуратный молодой человек в костюме-тройке и принялся задушевным голосом исполнять песни на стихи Есенина и Маяковского. Перфоманс сопровождался записанными аплодисментами, некоторые зрители не оценили представления, ворча, что прошёл уже почти час, а концерт так и не начался.
Shortparis вышли на сцену без пяти девять. На трибунах загорелись фонарики смартфонов. Солист группы Николай Комягин в малиновых штанах и пиджаке (сомнения в трактовке образа убирала золотая цепь на шее) и занял место на краю сцены, после чего музыканты разразились первой песней. Комягин пластично перемещался к другому краю, где бесновался перкуссионист Данила Холодков — оба составляли своего рода полюса представления.
Группа бросала в зал хиты вроде «Нелюбовь» и «Что-то особое во мне», однако они не накаляли пространство, а повисали в воздухе будто удивлённого неожиданным гостям «Юбилейного». Выступление больше походило на очень громкий спектакль, нежели на рок-концерт. Плосковатый звук словно не был адаптирован для столь большой площадки. О том, что группа поспешила с выбором места для выступления, говорили и прогалины на трибунах, хватало места и на танцполе.
Публика созерцала происходящее спокойно, не скупясь, впрочем, на аплодисменты. На фоне толпы выделялись две девушки, самозабвенно танцующие у самого входа в партер, словно жрицы на входе в храм, в котором совершается мистерия. Драйв возникал, когда Shortparis переключали внимание с музыкальной составляющей на визуальную, например, работу со светом — чего стоят хотя бы пронзительные красные лучи, простёршиеся над публикой, будто лазерная сигнализация в фантастическом боевике. Зрители в ответ еще выше подняли смартфоны и начали фотографировать, спасая камеры от засветок. Ближе к концу шоу прожекторы высветили верхний сектор одной из трибун — зрители увидели аплодирующих группе солдат. Играл трек «Амстердам». Круг замкнулся, возвращая к началу выступления.
Дальше, как и полагается по трагедийным канонам, случился катарсис: под исполнение «Страшно» появившиеся на сцене актёры один за другим ложились на пол, непокорным помогала зловещая фигура в чёрном. Свет погас, и снова зазвучала тревожная электроника, оставляющая надежду на выход на бис. Выхода не случилось, как не случилось и аншлага: Shortparis не взяли «Юбилейный», как брали в мае «А2» на Медиков — очередь тогда была до Ботанического сада, но и вместимость клуба не сравнить с ледовой ареной.
Однако пусть это останется не более чем досадным моментом в бухгалтерии музыкантов. Важнее другое: вопрос актуальности. Комягин и его группа отлично чувствуют повестку: насилие в обществе, невозможность ничего изменить — «потому и страшно». Но интереснее, когда артист заглядывает в будущее и приносит оттуда что-то новое, а не перепаковывает готовые смыслы, как это делают Shortparis. Команда заняла неустойчивое положение между рокерами и театральными артистами, и пока что свою позицию музыкантам лучше удаётся передавать через интервью, чем через живые шоу.
Возможно, этим и объясняется царившая в «Юбилейном» разрежённость: слишком просчитанным, сделанным «от головы» выглядел концерт. Его тем не менее можно назвать одним из самых необычных выступлений, которые видела «Фонтанка».
Андрей Переславцев, «Фонтанка.ру»
Читайте также:

«Правда, шкатулка!» Финалисты конкурса имени Шаляпина заставили вибрировать витражи в новом концертном зале на Английской набережной
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 15 октября 2025 - «Послание к человеку» откроют в Петербурге «Слоны-призраки» Вернера Херцога
- 15 октября 2025 - В Корпусе Бенуа заметили протечки — Русский музей проводит осмотры
- 15 октября 2025 - История экскурсовода из Самарканда и роман-опера из Китая. «Ясная Поляна» назвала победителей
- 14 октября 2025 - У дирижера Теодора Курентзиса вышла первая книга стихов
- 13 октября 2025 - Петербуржец выкупил на аукционе старинную карту Ингерманландии, вывезенную из Павловского дворца
Статьи
-
14 октября 2025, 21:16Музей-макет исторического центра Санкт-Петербурга «Петровская акватория», здания, корабли и жители которого были спешно «эвакуированы» на склад из-за внезапного досрочного расторжения договора аренды с новыми владельцами ТРК «Адмирал», нашел новое пристанище. «Фонтанка» поговорила с директором уникального проекта о том, как миниатюрный Петербург пережил переезд, что было утрачено из-за сжатых сроков и где теперь (и когда) искать полюбившуюся экспозицию.
-
14 октября 2025, 21:21В зале № 86 Русского музея началась первая комплексная научная реставрация больших полотен Григория Угрюмова (1764 — 1823) «Взятие Казани 2 октября 1552 года» и «Призвание Михаила Фёдоровича на царство 14 марта 1613 года». Более двухсот лет назад обе композиции заказал Павел I для убранства Воскресенского зала Михайловского замка, и создавал их Угрюмов в одно время, однако сегодня картины выглядят по-разному. «Фонтанка» узнала у реставраторов секреты картин, открывшиеся перед основным этапом реставрации.
-
05 октября 2025, 19:22
-
13 октября 2025, 18:17